|
"Как вести себя с агрессивным ребёнком"
(автор - Черняева Галина Андреевна, воспитатель средней группы № 10)
Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.
Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:
1. Просто "не замечайте" реакцию ребёнка;
2. Выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
3. Переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
4.Позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".
КОММЕНТАРИИ.
Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения.
Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка
В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:
1."Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
2."Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
3."Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);
4."Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
5."Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).
КОММЕНТАРИИ.
Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.
Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:
- не повышать голос, не кричать, не устрашать; (констатация факта);
- не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу"; (констатирующий вопрос);
- не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
- не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
- не оценивать личность ребёнка или его друзей;
- не использовать физическую силу, не угрожать;
- не читать нотации, проповеди;
- не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.
КОММЕНТАРИИ.
Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.
Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:
1. "Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);
2. Позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
3. Предложите ребёнку договор с взаимными уступками.
КОММЕНТАРИИ.
Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:
1.Выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
2.Тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
3. Внушайте спокойствие жестами, мимикой;
4. Шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера")
КОММЕНТАРИИ.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие -- искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ.
На начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:
1. Игнорирование;
2. Переключение внимания;
3. "Изящный уход".
Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры
Переключить внимание ребёнка можно на игру.
Игра -самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.
Наверх
страницы
|
|